Важное



24 сентября 2018, 23:06 Погода в Саратове: +13, ясно
Мобильная версия

18+

Поведение детей начнут анализировать с начальной школы

12.09.2018 10:07 | 1605

Детей с поведенческими отклонениями школам предложат брать на карандаш еще в начальной школе.

Начнем с того, что министерство просвещения совместно со специалистами и научными сотрудниками Московского психолого-педагогического университета разработало методические рекомендации для учителей. Это информация, какие отклонения от нормы в поведении учеников младших классов могут в дальнейшем привести к совершению преступлений. Также в документе сказано, как вести себя с детьми, проявляющими чрезмерное упрямство, вспыльчивость, повышенный интерес к оружию. Всё это сейчас принято называть девиантным поведением.


Убрать слово «услуги»

О возвращении воспитательной функции в школу говорят давно и на разных уровнях. Бывший министр образования и науки, а теперь министр просвещения Ольга Васильева с первых дней своей работы дала понять, что будет последовательно возвращать в школы воспитание и повышать статус учителя.

Все последние годы жителей страны пытаются, и, надо сказать, небезуспешно, приучить к тому, что сферы здравоохранения, образования и даже исполнительной власти - это сферы оказания населению разного рода услуг. Следовательно, необходимо знать свои права и требовать от тех, кто тебе эту услугу оказывает, их соблюдения. Конечно, полностью перевоспитать россиян, особенно людей старой закалки, не получилось. Но молодежь, склонная к преувеличению роли прав над обязанностями, быстро освоилась с новой терминологией.

От знакомых учителей не раз слышал, что довольно распространена ситуация, когда юные нахалы на попытки педагогов вразумить и дать наставления отвечают: «То, как я себя веду, - не ваше дело, вы должны просто учить». И это еще один из самых корректных вариантов ответа, которые приходится слышать школьным педагогам, поставленным законодателями в один ряд с обслуживающим персоналом.

Поняв, вероятно, что «оказание образовательных услуг» и воспитательная функция не очень уживаются в одних стенах, депутаты Государственной думы на осенней сессии намерены рассмотреть законопроект об исключении из действующего законодательства понятия «образовательные услуги». Кроме того, предлагается заменить понятие «платные образовательные услуги» на «обучение на возмездной основе», а «оказание государственных услуг» - на «государственные гарантии».


Повод остаться после уроков

Не знаю, насколько быстро суть этих изменений сможет проникнуть в сознание родителей и учеников, но на самооценку учителей они, конечно, окажут позитивное влияние.

На самом деле воспитательная функция из наших школ никуда не уходила, просто произошла некоторая переориентация внеклассной деятельности с воспитательной на образовательную и у педагогов значительно возрос объем бумажной работы. Большая часть тех, кто окончил школу еще в прошлом веке, прекрасно помнит, что поводов остаться в школе после уроков помимо посещения кружков и секций было множество: мы делали стенгазеты, ставили спектакли, писали сценарии капустников, готовились к межклассным соревнованиям и практически ко всем праздникам.

Сейчас же в лучшем случае школа предлагает пару кружков и дополнительные платные образовательные услуги. Это и понятно: платные услуги приносят деньги и учебным заведениям, и самим педагогам. Зачем тратить часы своего времени на подготовку праздников и другую внеклассную деятельность, если тебе заплатят за нее копейки, если вообще заплатят.

По правде говоря, такая ситуация характерна не для всех школ, здесь очень многое зависит от руководителя учебного заведения: некоторые находят способы мотивировать своих педагогов к внеурочному занятию с детьми. В таких школах и классы дружнее, и асоциальное поведение ученики проявляют реже.


Проблема иногда в родителях

Предложение минпросвещения обращать внимание на асоциальное поведение учеников еще с начальной школы само по себе не ново. Учителя начальных классов, пожалуй, самые больше психологи. Именно они могут и должны понять и найти подход к каждому ученику. Поэтому дети с отклонениями в поведении выделяются ими сразу. Знакомая учитель начальной школы с 20-летним стажем рассказала, что выявить трудного ребенка и понять мотивы его поведения можно, куда сложнее донести наличие проблемы до родителей, побудить их к принятию мер, даже таких простых, как посещение школьного психолога.

А ведь помимо явных признаков (драки, насилие по отношению к другим детям, а также к животным) методические рекомендации предлагают учителям насторожиться, если у ребенка до восьми лет наблюдаются, например, чрезмерное упрямство, вспыльчивость, открытое непослушание.

Допустим, педагоги заметили странности в поведении ученика (речь идет не об агрессии или противоправных действиях школьника), поговорили с ним и его родителями. На этом, собственно, полномочия школы и заканчиваются. Можно, конечно, как рекомендуют разработанные методические пособия, собрать консилиум (из педагогов, психолога и других специалистов - по усмотрению руководства учебного заведения), определить дальнейшую работу со школьником, но обязать ученика или его родителей следовать их советам невозможно.


Отсутствие правовой базы

Проблема раннего выявления девиантного поведения, психических отклонений и преступных наклонностей у школьников, конечно, существует, но упирается она в отсутствие правовой базы для действий педагогов и зачастую низкую квалификацию школьных психологов.

В советской педагогической школе широкое распространение получили воспитательные принципы Антона Макаренко, который был уверен, что лучший воспитатель для трудных детей - коллектив, совместная деятельность для достижения какого-либо цели. Так вот объединение классов в полноценный коллектив, в том числе через внеклассную деятельность, может стать тем самым инструментом, который позволит скорректировать проблемное поведение отдельных школьников.


В тему

Губернатор Саратовской области Валерий Радаев в одном из выступлений заявил, что в школе должны прививать способность логически мыслить, принимать решения, чувствовать ответственность за свои поступки и отличать правду от вымысла. По мнению главы региона, преподаватель должен учить ребенка «выбирать жизненную позицию». Наверное, это можно делать и на уроках. Но, как мне кажется, очень важно создать для учителей мотивацию к внеклассной деятельности, в рамках которой они смогут сплотить классные коллективы, найти для детей общие цели и, возможно, скорректировать девиантное поведение какого-то из своих учеников.

Дмитрий ОЛЕЙНИК, политолог









Библиотека




Последние новости

Все новости за день