И так, коротко о главном: фестиваль в Увеке успешно прошел третий раз подряд и можно подвести некоторый промежуточный итог. Судя по количеству гостей, за три года саратовцы успели войти во вкус. Недостатка в зрителях временно восстановленное на окраине современного города средневековье не испытывало. Рынок был полон покупателями, эмир в своей ставке не скучал без гостей, у всех лучных тиров стояли очереди, а зрителей на рыцарском турнире было почти столько же, сколько могло бы быть на настоящем. Исторически достоверному нищему было, у кого просить подаяния, а стражник у юрты эмира прекрасно делил нелегкое бремя охраны порядка с полицейскими. Если оценить реакцию публики на фестиваль по сообщениям в соцсетях, негативных отзывов очень мало, фестиваль понравился.
В этом году проект получил оценку на федеральном уровне. Фестиваль «Один день в средневековом городе» занял призовое место в номинации «Историческая реконструкция». во II-м «Всероссийском конкурсе в области событийного туризма» на «Всероссийской открытой Ярмарке событийного туризма – «Russian open Event Expo», прошедшей в Москве с 15 по 17 мая.
Недавно Саратов обзавелся своим собственным туристическим логотипом. Его внешний вид вызывает много разногласий, многие горожане полагают, что областной центр заслуживает лучшего символа и подбирают детищу студии Артемия Лебедева массу нелестных сравнений. Но, не эмблема красит город, а наоборот. Тем более, что новый логотип предназначен для использования за пределами области. Вот как объяснил его дальнейшее использование сам Артемий Лебедев на пресс-конференции:
«Саратовцы увидели не до конца готовую презентацию и сделали неверные выводы. Бренд создан не для рекламы в Саратове, а для рекламы города в других регионах. Рекламные щиты уже установлены в Москве, Санкт-Петербурге, Пензе, Самаре и Казани. В самом Саратове вы их не увидите. Логотип направлен на привлечение туристов».
Таким образом, от жителей города и, в частности, от организаторов интересных мероприятий и создателей новых туристических маршрутов зависит, с чем будет ассоциироваться Саратов — тремя стерлядками, ключом-сердечком или чем-то более занимательным.
«Увек» как фестиваль - уже состоявшееся явление и здесь главное не упустить момент, не дать интересному и приобретшему своих поклонников мероприятию потерять занятые позиции. Погружением в эпоху, рыцарским турниром, мастер-классами и концертом гости остались довольны. Инфраструктура, увы, за этим богатством пока не поспевает.
В афише фестиваля указывались бесплатные автобусы и бесплатная стоянка для автотранспорта. Было и то, и другое, но, судя по всему, организаторы не рассчитывали на такой приток публики. Автобусы приходили и уходили набитыми, как в часы пик. Парковка не вмещала всех желающих, многие автомобилисты до обещанной стоянки не доехали вообще, паркуясь там, где находилось свободное место. Дорога к фестивалю — песчаная грунтовка. И хотя ее заблаговременно слегка полили водой, чтобы не поднималось слишком много пыли, к середине дня эффект от однократного полива сошел на нет. Многие посетители фестиваля также жаловались на отсутствие питьевой воды. Хотя на месте продавили и чай, и соки, торговых точек для всех желающих явно не хватало. Возможно, предприимчивые коммерсанты учтут эту информацию и в следующий раз не упустят случая заработать, покупателей у них будет достаточно. Здесь бы можно было даже предостеречь от излишней коммерциализации проекта, чем грешит, например, «Рок над Волгой». Продажа еды и напитков на таких мероприятиях — дело безусловно нужное и прибыльное, но отбирать взятую с собой воду, как это делалось под Самарой, все-таки не следует.
Главное преимущество «Увека», которым он еще не в полной мере воспользовался — это большая территория. На ней может разместиться сколько угодно локаций и площадок, рассчитанных как разные категории посетителей. При организации стабильного подвоза питьевой воды фестиваль вполне может в будущем превратиться в двухдневный, было бы желание.
Заметим, что сейчас своими фестивалями исторической реконструкции известны многие российские города. Мероприятия это зрелищные и при правильно приложенных усилиях прибыльные. В ряде случаев такие фестивали стали визитной карточкой региона, как «Пограничная крепость» в Ивангороде, который позиционирует себя как «фестиваль живой истории», или фестиваль «Железный град» в Изборске Псковской области, уже ставший международным. Впрочем, так далеко ходить и не нужно, в Астраханской области не первый год проходит международный фестиваль исторической реконструкции «Половецкая степь».
Крупные фестивали, имеющие много спонсоров, имеют программу, разработанную для разных категорий участников — как для гостей и зрителей, так и для мастеров народных промыслов, прибывших со своим товаром и представителей клубов исторической реконструкции, участвующих в турнирах. Ведь историческое фехтование уже давно приобрело статус полноценного вида спорта. Так, на ежегодном фестивале в Ленинградской области «Выборгский гром» существуют отдельные экскурсии для посетителей. Каждая группа прибывает на отдельном комфортабельном автобусе, к ней прикреплен гид-сопровождающий.
Сделать фестиваль равно интересным
для участников и гостей, наладить
инфраструктуру и информационное
сопровождение, используя опыт уже давно
существующих мероприятий такого рода
задача вполне посильная. И если не
пускать такие процессы на самотек, в
будущем посетителей на Увеке прибавится.
Всплеск интереса к родной истории в
последние десятилетия наблюдается во
многих странах и исторический туризм
успешно развивается. Существуют даже
отдельные экстремальные его формы,
предлагающие туристам забыть на неделю
или две о цивилизации и прожить их в
условиях средневекового быта. Совсем
не обязательно, что такой экстрим
приживется на Увеке, но прожить «Один
день в средневековом городе» желающих
уже находится достаточно, чтобы фестиваль
в будущем стал визитной карточкой
региона не только на словах, но и на
деле. Все шансы для этого у него есть.