В сети продолжают активно обсуждать выступление уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области Татьяны Загородней, в котором она перечислила опасные интересы подростков и описала, как выглядят дети, состоящие в деструктивных группах.
По мнению детского омбудсмена, повышенный интерес молодых людей к песням группы «Нирвана» и ее вокалисту Курту Кобейну является признаком «депрессивно-суицидальных настроений». Окрашивание волос в яркие, «нетрадиционные цвета», на ее взгляд, следует считать «дополнительным фактором риска». Чиновница из Саратова считает, что увлечение аниме имеет гомосексуальный подтекст, а компьютерные игры могут способствовать росту асоциальных наклонностей.
Фразы из доклада вызвали резонанс в СМИ и социальных сетях. Самый популярный в России паблик МDК (более 11 миллионов пользователей) превратил выступление омбудсмена в мем. На другом популярном портале, «Пикабу», в шутку заметили, что «подросткам», слушающим «Нирвану», сейчас под сорок.
Руководитель центра кризисной психологии при храме Воскресения Христова на Семеновской в Москве Михаил Хасьминский в беседе с корреспондентом ИА «Регион 64» выразил уверенность, что группа «Нирвана» была указана Загородней только в качестве примера. В действительности депрессивных и околодепрессивных групп с суицидальными текстами огромное множество, увлечение ими действительно может иметь разрушительный результат.
«Кому-то нравится группа «Нирвана», кому-то нет. Это дело вкуса и дело каждого человека. Но есть наука, и наука говорит следующее: «Люди подражают друг другу». Существует такое понятие, как эффект Вертера. Это массовая волна подражающих самоубийств после одного суицида, который был широко освещен в СМИ или описан в популярном произведении. В русской литературе такое было, например, когда Карамзин написал «Бедную Лизу».
Такое подражание в основном присуще молодежи. Это и поведенческое подражание, и иногда подражание, связанное, например, с окончанием жизни. Как умер Курт Кобейн, все знают. Как он жил и наркоманил, тоже все знают. Это не является тайной. Есть люди, которые не считают это чем-то плохим и, естественно, могут в какой-то степени подражать. Я хочу подчеркнуть, это не значит, что каждый будет подражать. Но вероятность значительно возрастает, и это очевидно.
Кроме Курта Кобейна сейчас существует масса депрессивных и околодепрессивных групп с суицидальными текстами. Ценности таких групп явно не совпадают с ценностями традиционного общества. Но они успешно монетизируют свой контент, свои выступления. Естественно, есть ряд людей, и детей в частности, внутренний мир которых с этим контентом очень созвучен. Это не значит, что тот, кто слушает депрессивные группы, обязательно суицидент или деструктивный элемент, но вероятность увеличена - это факт», - пояснил психолог.
Говоря о возможности запрещать выпускать такой контент для потребителей, Хасьминский подчеркнул, что действовать нужно предельно аккуратно.
«В некоторых странах и регионах такая практика [запреты] применяется. Например, в Чечне и Ингушетии, где более традиционное общество, потребителей такой продукции, равно как и суицидов, в разы меньше. В некоторых случаях запреты необходимы, в некоторых нет. В любом случае с ними нужно быть очень аккуратными.Прежде всего надо формировать правильное мировоззрение, правильный вкус, тогда и потребителей такого контента не будет. Не думаю, что, например, в обществе спортсменов или людей, которые прошли войну, людей, которые научились преодолевать кризисы, жизненные сложности, которые поняли ценность жизни, есть потребность в подобном контенте. Другое дело - инфантильные и безответственные люди, которые не умеют бороться с собой, своими страстями, которые просто плывут по течению и считают, что все вокруг виноваты…» - считает эксперт.
Комментируя высказывание Татьяны Загородней о цвете волос как «дополнительном факторе риска», психолог заметил, что слова омбудсмена не совсем правильно интерпретировали.
«Уверен, что речь идет не о цвете волос, а о внешних признаках, указывающих на принадлежность к субкультурам, деструктивным, не созидающим течениям и группам и разделение их ценностей. Например, характерные внешние признаки имеют поклонники аниме, хентая», - сказал Хасьминский.
В целом, по мнению психолога, количество подростковых самоубийств остается примерно на одном уровне.
«Если брать все возрастные группы в России, то падение с 2000 года очень заметно - более чем в 2,5 раза. Есть феномен, что в России и Европе количество суицидов падает, а в Америке растет, и достаточно серьезно. На мой взгляд, это связано с отсутствием традиционных ценностей, а также с культом потребления и удовольствий. Если человек с такими ценностями этого вдруг не получает, он сильно страдает и фрустрирует», - добавил православный психолог.
