Дважды потерпевшие
В Саратове появилась новая схема работы с обманутыми потребителями. Юристы берут с клиента деньги… фактически за распечатку. Десять бумажек формата А4 за 8-16 тысяч! А дальше от дела просто избавляются, перенаправляя его в администрацию, Роспотребнадзор и прокуратуру, чтобы уже те решали проблемы потребителя.
В мэрию, Роспотребнадзор, прокуратуру и Центр защиты прав потребителей стали поступать заявления - все как под копирку. Оформляли их в одном месте - в юридической фирме, которая позиционирует себя как центр, где помогают обманутым потребителям. Помогают за деньги. С одного клиента берут по 8-16 тысяч рублей. Конечно, в Саратове есть юристы, которые берут и больше. Вот только эти - особенные.
Время упущено
Они хоть и называются юристами, на деле скорее специалисты по распечатке документов.
- Играют на юридической безграмотности клиента и выигрывают. Мало ведь кто вдумчиво читает бумаги перед тем, как подписать. А если и читают, то не понимают. Эти юристы фактически признаются в договоре, что не будут отстаивать интересы клиента ни в суде, ни в каких-либо других инстанциях. Они берут деньги и просто передают дело тем, кто бесплатно (!) будет решать проблемы обманутого потребителя. Возникает вопрос: за что тогда людям платить этим посредникам? За распечатку шаблонных заявлений? - возмущен входящий в консультационный совет при Роспотребнадзоре Алексей Сусликов, заместитель председателя Центра защиты прав потребителей.
В мэрии тоже не понимают, почему люди добровольно отдают деньги за то, что, к примеру, у них можно сделать совершенно бесплатно. В отделе по защите прав потребителей при мэрии не возьмут деньги ни за составление документов, ни за подготовку искового заявления в суд. Но, видимо, поисковик в интернете контакты юристов администрации выдает не в первых строчках...
- Мошенничеством такую схему назвать нельзя, потому что по документам всё по закону: клиент добровольно подписывает бумаги, добровольно отдает деньги. В договоре даже есть пункт, согласно которому с момента подписания клиентом документа фирма не несет за его дело никакой ответственности, - объясняет Наталья Якунина, начальник отдела защиты прав потребителей в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания управления развития потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации Саратова.
Что при этом получает клиент? Эти юристы доходчиво объясняют человеку, что к ним больше ходить не нужно - делом занимаются в государственном или муниципальном органе. Туда же направили заявление. И тут-то точно будут помогать. Будут, но ценное время уже упущено.
- Документы эти юристы отправляют даже не заказным письмом, а просто почтой. Уходит неделя, а то и две, пока заявление попадет к нам и мы начнем с ним работу. В некоторых делах сроки - решающий фактор. К примеру, возврат страховки по потребительскому кредиту возможен в течение 14 дней. Потому бывший клиент этой фирмы, дело которого в конечном итоге попало к нам, не смог получить эти средства - время было упущено, - рассказывает Наталья Якунина.
За тысячу 8 тысяч дают
Дела, которые фирма переадресовывает в мэрию, самые разные: мебель, кредиты, недоставка товара, брак.
- Иногда мы просто поражаемся человеческой доверчивости и тому, как эти юристы могут обработать человека. Женщина хотела вернуть детский комбинезон продавцу - не подошел размер. Цена товара - 900 рублей. За это элементарное дело она отдала в разы больше, чем стоит комбинезон: около 8 тысяч рублей. Как человек мог согласиться отдать восемь, чтобы вернуть тысячу - не понимаю. Совет один: всегда читайте договор, не доверяйте слепо даже юристу, сами проводите логический анализ, - говорит Алексей Сусликов.
Полгода назад, как только в администрацию Саратова стали поступать пачки бумаг из этой фирмы, специалисты мэрии звонили руководству организации. Отрицать, что работают как посредник, в конторе не стали. Но ведь это не запрещено. Не запрещено и перенаправлять дела в госорганы, чтобы те выполнили всю работу.
- Наши сотрудники ходили туда под видом клиентов, - призналась Наталья Якунина. - Но, заподозрив подставных, с нами даже разговаривать не стали. Происходит та же ситуация, что была в свое время с косметикой, которую женщинам продавали после бесплатной процедуры за большие деньги. Никто не заставляет, люди добровольно отдают свои сбережения. Вероятно, имеет место умелая манипуляция, давление или просто наивность клиента.
Не дала особого результата и письменная претензия от администрации города к фирме, отправленная в декабре. Суть ответа сводилась к тому, что закон юристы не нарушают.
- Они хорошо подстраховались. Даже заявление на рассылку они просят подписать клиента. То есть документ будто составил сам человек, а фирма в стороне, к ней не может быть претензий, - говорит специалист администрации.
Кроме того, когда число недовольных клиентов увеличивается, фирма меняет адрес. Так происходило уже несколько раз.
Где оказывают бесплатную юридическую помощь?
- Отдел защиты прав потребителей при администрации города Саратова: ул. Первомайская, 76, тел. 8 (845-2) 26-30-15.
- Роспотребнадзор: ул. Вольская, 7, «горячая линия» 8 800-100-1858.
- Прокуратура: ул. Большая Казачья, 30, тел. 8 (845-2) 49-66-78.
- Центр защиты прав потребителей: ул. Кутякова, 90, тел. 8 (845-2) 27-51-24.