
В областной думе обсудили прозрачность госзакупок
В Саратовской областной думе под председательством спикера Михаила Исаева прошли депутатские слушания на тему «Реализация законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд».
Участие в мероприятии приняли представители надзорных органов, областного правительства, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, члены президиума совета представительных органов муниципальных образований, представители вузов и общественности.
Председатель областной думы, открывая слушания, отметил, что обозначенная тема напрямую связана с качеством реализации национальных проектов и государственных программ на территории региона.
«Первое, с чего мы начинаем работу в рамках проектов, - выбор подрядчика. Как показывает практика, здесь не всегда всё гладко. Причем как со стороны заказчика, так и со стороны потенциального исполнителя», - обратил внимание Исаев.
Он напомнил, что в областной думе уже прошла серия совещаний по совершенствованию механизмов закупок.
«Очевидно, что необходимо межведомственно выработать рекомендации и решения, которые будут способствовать повышению эффективности данного процесса. В первую очередь мы должны предотвратить возможность получения бюджетных средств недобросовестными подрядчиками. А такие примеры, к сожалению, есть. Считаю, их не нужно замалчивать, а наоборот - придавать публичности, анализировать», - призвал Михаил Исаев.
По его словам, вопросами закупок не должны заниматься руководители учреждений социальной сферы, а ответственные за это специалисты, работающие в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, должны повышать квалификацию. Необходимо наладить сотрудничество с вузами в данном направлении.
«Закупки касаются разных процессов. Это не только строительство крупных объектов, капремонт, но и предоставление услуг. Например, отдельного внимания требует организация питания в образовательных учреждениях», - отметил спикер.
Заместитель прокурора Саратовской области Дмитрий Симанович сообщил, что по итогам прошлого года выросло количество выявленных в данной сфере нарушений. В суды направлено 58 исков на сумму более 20 миллионов рублей. К административной ответственности привлечены 322 должностных лица.
Выявлялись нарушения и при реализации нацпроектов: имели место затягивание сроков сдачи работ и введения в эксплуатацию объектов.
«В числе основных проблем, которые выявляются при проверках, - низкое качество проектно-сметной документации, заключение контрактов без проведения торгов с одним и тем же подрядчиком», - подчеркнул Симанович.
По словам зампрокурора, при подготовке техзаданий необходимо предусматривать этапность и график выполнения работ, чтобы в случае угрозы срыва оперативно расторгать контракт.
«Необходимо усилить работу по методической поддержке подготовки документации, а также установить, что информация о закупках размещается в первом квартале», - добавил Симанович.
По данным руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области Елены Рысевой, за прошлый год поступило 407 жалоб, связанных с законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», из них 79 признаны обоснованными. Выдано 49 предписаний. В 2021 году поступило 755 жалоб, из которых обоснованными были признаны 207. Рысева отметила, что уменьшение количества жалоб произошло в связи с изменением порядка подачи подобных обращений.
В реестр недобросовестных поставщиков включено 85 организаций, в позапрошлом году - 161.
«В среднем за два года было отказано во включении в реестр более 500 организаций. Чаще всего причиной для этого становилось то, что победитель закупки не мог поставить товар в связи с введением санкций или значительно увеличивалась цена товара после начала исполнения контракта», - пояснила Рысева.
По итогам прошлого года в связи с изменением порядка вынесения предупреждений сократилось количество постановлений о наложении штрафа. Также Рысева высказала ряд предложений по снижению рисков в сфере закупок.
«Предлагаем в извещении о проведении аукциона установить максимальный размер заявки, предусмотреть отдельные этапы исполнения контракта. Кроме того, возможно формирование перечня поставщиков, в который будет включаться информация из официальных источников. Данный документ будет содержать актуальную информацию с указанием статистической информации по каждому подрядчику», - перечислила руководитель управления.