В Саратове игнорируют решение прокуратуры о реконструкции съезда с дороги
Саратовская прокуратура вынесла решение в пользу официального регионального представителя Минского автомобильного завода компании «Моторком»», признав неправомерными действия сотрудников Управления федеральных автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.
Причиной конфликта стал отказ ФКУ УПРДОР «Нижне-Волжское» от реконструкции съезда к предприятию с основной трассы, хотя для этого есть вся необходимая разрешительная документация и выделенные из федерального бюджета средства. Решение вынесено еще 4 мая, но никаких действий со стороны дорожников до сих пор не последовало.
Проектирование и реконструкция участка дороги Сызрань - Саратов - Волгоград в районе хутора Бартоломеевского, где расположена производственная база «Моторкома», начались в 2013 году. В это же время дорога сменила региональный статус на федеральный.
Проект есть, деньги выделены, съезда - нет
Комплекс, где сегодня располагается предприятие, построен в 1986 году. Начиная с этого времени съезд к нему был всегда.
- При проектировании дороги были проведены все необходимые изыскания, - рассказал ИА «Регион 64» управляющий компанией «Моторком» Николай Стреляный. - Все съезды и примыкания изучались на нужность и законность. Наш съезд подошел под все параметры, ему был присвоен номер, составлена схема с дорожными знаками. Землю под ним передали дорожникам.
На основании утвержденного проекта прошла процедура госзакупок. Тендер выиграла фирма «Автобан».
- Здесь же, на сайте госзакупок, размещен проект реконструкции с нашим съездом, - продолжил руководитель. - Учитывая специфику деятельности, серьезные нагрузки и требования безопасности, разработчики изменили его конфигурацию. Для большей безопасности съезд сделали более пологим, длинным, основательным и капитальным. По проекту одно только бетонное основание должно быть высотой не менее метра. Общая стоимость строительства составляет более 60 миллионов рублей. Кроме того, в проект до и после поворота были добавлены тормозная и разгонная полосы.
Сначала работы шли по плану. Были сделаны полосы торможения и разгона, но съезд дорожники решили сделать гораздо меньше запроектированного. По словам управляющего, на этом работы прекратились. Николай Стреляный рассказал, что диалог с дорожниками пытались наладить неоднократно, но не получилось.
- Они отказались продолжать работать и перекрыли съезд бетонными блоками, - отметил мой собеседник. - Мотивировали тем, что он не нужен жителям хутора. Но он изначально числился как съезд именно к производственной площадке, о хуторе даже не упоминалось.
Единственный подъезд
Этот заезд для предприятия - единственная возможность безопасного подъезда. Администрация Саратовского района подтвердила, что дорог около съезда на балансе не числится. На данный момент трассой, по которой большегрузы попадают на производственную базу «Моторкома», остается грунтовка, проходящая через хутор Бартоломеевский. Однако, согласно экспертному заключению, дальнейшая подобная ее эксплуатация может привести к очень печальным последствиям. И дело не только в отсутствии адекватного покрытия.
Дорога проходит по дамбе, находящейся над одним из озер, каскад из которых включает в себя порядка шести водоемов. Из-за нагрузки уровень дамбы опускается на десятки сантиметров. Если она прорвется, не только нарушится существующая здесь экосистема, пострадают люди. Близлежащие дома не просто затопит, их может смыть. Несомненно, что движение многотонных машин вызывает у жителей справедливое возмущение. Тротуаров в Бартоломеевском нет, хуторяне, в том числе дети, ходят по дороге, которая достаточно узкая. И это, конечно, небезопасно.
Кроме того, порой не приспособленная для большегрузов дорога становится местом для различных происшествий. Зимой, когда на подъеме застрял автопоезд, движение по всему хутору было заблокировано на полдня. Осенью на дамбе перевернулся бензовоз. На размытой дороге автомобиль потерял управление, его сильно занесло, и машина «легла» на бок. Совместными усилиями со спасателями сотрудникам «Моторкома» удалось поставить бензовоз на колеса. Благо дело, обошлось без возгорания.
Выполняя важнейшие функции
Когда достичь устной договоренности по реконструкции съезда не удалось, руководство «Моторкома» обжаловало действия ФКУ УПРДОР «Нижне-Волжское». Конфронтация с дорожниками после этого шага выросла в разы.
- Нам сказали, что мы вообще теперь будем делать все за свой счет, поскольку являемся «придорожным бизнесом», - продолжил Николай Стреляный. - Действительно, согласно закону 257-ФЗ, вступившему в силу в 2007 году, предприятия, оказывающие услуги участникам дорожного движения, должны делать отведение за свой счет. В законе дано четкое определение предприятия придорожного сервиса: под эту категорию подходят отели, кафе, шиномонтаж, СТО, которые предназначены для оказания услуг участникам движения по пути следования. Мы не подходим. Это подтвердилось также в ходе прокурорской проверки. У нас специализированное предприятие, уникальный сервисный центр МАЗ, с дороги к нам просто так не заезжают.
Предприятие «Моторком-Сервис» с МАЗом работает более 15 лет. За это время не было ни одного случая неисполнения договоренностей. Здесь не только продают автомобили, но занимаются их техническим обслуживанием. «Моторком» тесно сотрудничает с предприятиями городского жилищно-коммунального хозяйства, «Ростелекомом», энергетиками, сельхозпроизводителями, мелиораторами. Число обращающихся к ним фермеров в последнее время выросло в разы. Несмотря на санкции и нарушение логистических цепочек, здесь делают все, чтобы обеспечить бесперебойную работу техники. В 2020 году был открыт гипермаркет запчастей МТЗ. На раскрутку закладывали полтора года, но бизнес пошел уже через четыре месяца. Но опять же, появился дорожный вопрос, и сегодня гипермаркет закрыт.
Угроза для технического суверенитета
В мае городская прокуратура вынесла представление об устранении нарушений действующего законодательства. Было признано, что действия дорожников представляют реальную угрозу для бизнеса, что идет вразрез с государственной социально-экономической политикой.
Проверка подтвердила, что отсутствие съезда может стать причиной закрытия предприятия, что является недопустимым. Прокурор потребовал «безотлагательно рассмотреть настоящее представление, принять меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих», а также «привлечь к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц».
По словам Николая Стреляного, ситуация складывается абсурдная. Есть государственный контракт, проект, дорожникам передана земля, выделены средства, а результата нет.
- Время идет, но никаких действий не предпринимается, - продолжил управляющий. - Складывается впечатление, что дорожники просто идут на принцип. Юристы посоветовали обратиться в суд. Но дело может затянуться на долгие месяцы. Я не сомневаюсь, что мы докажем нашу правоту, но время играет против нас. Мы просто не выживем, не сможем нормально работать. А нам надо выполнять обязательства перед партнерами, выплачивать кредит, который мы взяли на ремонт этой производственной базы. В противном случае нас ждут банкротство и ликвидация более ста рабочих мест.
«Моторком» работает со стратегически важным белорусским партнером, поддерживает наших сельхозпроизводителей, способствуя обеспечению продовольственной безопасности как нашего региона, так и страны в целом. Компания пережила кризисы и пандемию, и очень обидно, что из-за реконструкции автомобильной дороги Р-228, реализуемой в рамках проекта «Безопасные качественные дороги», которая, по сути, должна улучшать инфраструктуру и открывать новые возможности, из-за отказа дорожников от реконструкции съезда предприятие может просто перестать существовать.
- Может быть, дело в том, что «Росавтодор» - агентство федеральное и не видит права и нужды местных организаций, на средства которых как налогоплательщиков в том числе осуществляются реконструкции дорог и нацпроекты? - предположил Николай Стреляный. - Мы очень надеемся, что ситуация наладится. Тем более сегодня, когда вопросу технического суверенитета уделяется самое пристальное внимание. Надеемся, что ситуацию возьмут под контроль власти региона и не допустят ликвидации предприятия и рабочих мест.