
В саратовской колонии виновникам ДТП помогает психолог
В селе Усть-Золиха Красноармейского района Саратовской области расположена колония-поселение № 11, где отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести или совершенные по неосторожности.
Начальник психологической лаборатории колонии Ольга Бокатанова считает, что для достижения видимого результата необходимы знания из самых разных сфер - уголовно-исполнительного права, криминальной, семейной, социальной психологии, педагогики.
- Для меня не имеет значения статья Уголовного кодекса, которая привела человека на скамью подсудимых. Я вижу перед собой прежде всего человека с проблемами, которые необходимо решать. Для меня нет плохих и хороших. Есть просто люди, которые в условиях закрытого пространства нуждаются в психологической помощи, - пояснила ИА «Регион 64» майор Бокатанова.
- В колонии-поселении отбывают наказание люди разного возраста и социального положения, которые еще недавно были на свободе и жили обычной жизнью. Что входит в ваши задачи на первом этапе работы?
- Работа с осужденным начинается с самого первого дня его нахождения в колонии. Конечно, условия изоляции и невозможность даже на короткий временной промежуток остаться в одиночестве вызывают сильный стресс.
На смену растерянности приходят отчаяние, депрессия и ощущение полного отсутствия дальнейших жизненных перспектив. Именно в этот период очень важна четкая, грамотная и своевременная реакция психолога.
Для исследования внутреннего мира человека, для того чтобы понять его, постараться направить на путь исправления, составляем индивидуальные программы по реабилитации и психологической коррекции, отслеживаем их соблюдение, выявляем группы риска, проводим психологические тестирования и беседы, психокоррекционные тренинги.
- Среди отбывающих наказание в колонии-поселении много виновников ДТП с трагическими последствиями. Работа с ними как-то отличается от работы с другими категориями осужденных?
- Среди отбывающих наказание в колонии примерно 25% осужденных - это те, кто совершил дорожно-транспортное происшествие и по вине которых погибли люди. Алгоритм работы пенитенциарного психолога с такими людьми в принципе не отличается от той работы, которую мы проводим с другими осужденными.
Другой вопрос, что осужденные данной категории значительно выделяются на фоне остальных. Для них новая реальность - огромный шок. Они потеряны, не знают, чего ждать. Рассказываем им, как адаптироваться к условиям изоляции, успокаиваем тех, кто переживает за родителей, жен или других членов семьи. Задача психолога - найти адекватный выход для эмоций, которые копятся внутри человека.
В нашей колонии отбывал наказание молодой мужчина с высшим образованием, он имел очень хорошую работу, хороший заработок. Любимая жена, двое маленьких детей. Однажды он вез малышей на машине на занятия в спортивной секции, по дороге попал в ДТП, дети погибли. Сам он в этой аварии тоже очень серьезно пострадал, были многочисленные переломы, в колонию приехал на костылях.
Пока шло расследование, жена подала на развод. Нетрудно представить, в каком моральном состоянии этот человек к нам попал. На первой встрече со мной он не мог даже говорить, не хотел жить. Понимал, что потерял всё: семью, работу, уважение, свободу. На воле остались финансовые обязательства: кредит, ипотека, многомиллионный иск за ДТП. Он понимал, что больше никогда не увидит своих малышей и жену. Очень сильно переживал смерть детей. Волновался за здоровье престарелых родителей.
Войти с ним в контакт было очень сложно, он был закрыт. Только в глазах, где-то в глубине, читалась мольба о помощи. Потихонечку, на протяжении двух-трех недель, путем каждодневной работы нам получилось наладить с ним контакт. Затем, в результате опять же каждодневной кропотливой работы, он начал постепенно раскрываться, выплеснул все свои страхи.
Мы очень долго его вели, помогали, консультировали. В дальнейшем у него начали налаживаться отношения с семьей, он снова захотел жить. Нашел в себе силы простить себя. С женой сначала возобновилась переписка, потом стали возможны звонки и свидания. Человек воспрял, осознал, что жить стоит. Психолог выполнил свою работу.
- Зачастую при попадании одного из членов семьи в места лишения свободы вся семья проходит проверку на прочность. Может ли психолог помочь в данной ситуации?
- Задача специалиста состоит еще и в том, чтобы в данный период сохранить контакты внутри семьи, а зачастую - помочь в их восстановлении. В этом вопросе мы работаем в тесном взаимодействии с социальной службой учреждения, так как именно она информирует родственников о том, что происходит с осужденным. Необходимо помочь семье прожить этот период вместе. В моей практике были случаи, когда приходилось работать с обеими сторонами (с осужденным и его родственниками) в восстановлении утраченного взаимопонимания, налаживании семейных отношений.
- В колонии-поселении вместе с мужчинами отбывают наказание и представительницы слабого пола. С какими проблемами они чаще всего обращаются?
- В основном это те, кто осужден за неуплату без уважительных причин средств на содержание несовершеннолетних детей и за наркопреступления. Многие мои подопечные, находясь на свободе, употребляли наркотики или злоупотребляли спиртным, пытались остановиться, лечились в реабилитационных центрах, меняли города и профессии, выходили замуж и разводились. Как ни странно это звучит, но места лишения свободы становятся для них спасением. Здесь нет возможности употреблять алкоголь и наркотики, а значит, есть шанс остановиться, осознать прожитое и подумать о дальнейшей жизни.
Женщины намного чаще обращаются за помощью к психологу. Их интересует, как вернуть себе доброе имя, как наладить собственную жизнь, как строить отношения с ребенком, который знает, что мама отбывала наказание… Как отнесутся к ней повзрослевшие дети, можно ли восстановить родительские права, будут ли попрекать, примут ли, будут ли слушаться, дождется ли муж, что скажет свекровь.