
Мзду берут
Преступные схемы саратовских коррупционеров не отличаются оригинальностью, а большинство уголовных дел, возбуждаемых по факту дачи взятки, являются результатом не только отказа должностных лиц от «интересных» предложений, но и своевременного обращения в правоохранительные органы.
О том, как борются с нечистыми на руку людьми, «Региону 64» рассказал заместитель руководителя СУ СКР по Саратовской области, почетный работник Следственного комитета России полковник юстиции Дмитрий Петряйкин.
Штраф за взятку - миллион
Просматривается тенденция: как и в предыдущие годы, наиболее часто коррупционные преступления совершают рядовые саратовцы.
- В основном граждане пытаются дать взятку инспекторам ГИБДД за непривлечение к административной ответственности, а также иным сотрудникам полиции за принятие в их интересах процессуального решения либо за незаконное бездействие. Имеются случаи, когда взятки предназначались сотрудникам исправительных колоний и СИЗО за пронос на территорию режимного объекта сотового телефона либо за послабление режима содержания отбывающих наказание родственников. Судебным приставам граждане пытаются дать взятки за снятие ареста с их имущества, - поведал Петряйкин.
Так, собранные Пугачевским межрайонным следственным отделом доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора 48-летней москвичке Земфире Раджабовой, которая в конце лета передала врио начальника одной из исправительных колоний Пугачева 100 тысяч рублей за облегчение условий содержания ее сына в исправительном учреждении. Руководитель от взятки отказался, а действия Раджабовой пресекли правоохранителями. В ходе следствия дама дала признательные показания, приговором суда ей назначено наказание в виде штрафа в размере одного миллиона рублей.
В 2017 году отмечается рост коррупционеров в рядах правоохранительных органов, в основном это рядовые полицейские - инспекторы ГИБДД и отделений по исполнению административного законодательства, участковые уполномоченные полиции, оперуполномоченные уголовного розыска и подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции.
Чаще всего полицейские брали взятки за принятие «нужного» процессуального решения, за несоставление протокола об административном правонарушении, за отказ в возбуждении уголовного дела и т.п. Суммы варьируются от одной тысячи до 140 тысяч рублей.
Мздоимцы в погонах
- На мой взгляд, современные коррупционеры не отличаются оригинальностью. Масштабы преступной деятельности должностных лиц - вот что действительно впечатляет, - считает сотрудник СКР.
Недавно поставлена точка в деле сотрудника регионального главка МВД Сергея Бадикова, бывших полицейских Артема Симбирева и Николая Иванова, которые, используя служебное положение, вымогали у 26-летнего саратовца 300 тысяч рублей.
«Оборотни в погонах» назначали своей жертве встречи и вели с ним телефонные переговоры под предлогом решения вопроса о непривлечении к уголовной ответственности за якобы совершенное им противоправное деяние.
- В действительности оснований для привлечения мужчины к установленной законодательством РФ ответственности не имелось, однако в указанный период он передал полицейским часть требуемой суммы, 140 тысяч рублей, после чего обратился в правоохранительные органы. Уже в рамках оперативно-розыскных мероприятий саратовец вручил злоумышленникам оставшуюся часть денежных средств. В ходе следствия полицейские дали признательные показания, причиненный ущерб возместили в полном объеме.
Собранные отделом по расследованию особо важных дел СУ СКР по Саратовской области доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора. Симбиреву и Иванову назначено наказание в виде полутора лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима со штрафом в сумме 70 тысяч рублей каждому, Бадикову - в виде полутора лет лишения свободы условно, - сообщил Петряйкин.
Растут аппетиты?
Отвечая на вопрос о статистике текущего года, Дмитрий Иванович отметил сферы, в которых зафиксирован рост коррупционных преступлений:
- За 10 месяцев с начала года в правоохранительной (правоприменительной) сфере совершено 62 коррупционных преступления (за аналогичный период прошлого года - 50), в финансово-бюджетной сфере - 76 преступлений (год назад - 49).
В банковской сфере четырьмя сотрудниками кредитных организаций совершено 28 коррупционных преступлений, связанных с хищением со счетов клиентов банка их денежных средств (за 10 месяцев прошлого года - 20).
Есть и обратная тенденция: в 2017-м не выявлен ни один коррупционер в сфере здравоохранения.
Вместе с тем значительно выросли размеры взяток.
- Средний размер получаемой взятки в сравнении с тем же периодом 2016-го возрос с 17 тысяч рублей до 89 тысяч, или в пять с лишним раз. Средний размер предлагаемой взятки возрос с 19 до почти 35 тысяч, или на 80%.
Ущерб, причиненный коррупционными преступлениями, составил более 26 миллионов рублей, из которого 55% возмещено в ходе следствия, - привел лишь некоторые цифры Дмитрий Петряйкин.
Он пояснил, что если нарушитель закона отказывается добровольно возмещать причиненный им урон, то может быть наложен арест на имущество. Так было, например, в деле адвоката областной коллегии адвокатов Владимира Стоянова, который признан виновным в мошенничестве, совершенном в крупном размере.
Следствием и судом установлено, что еще в 2011 году служитель Фемиды обманным путем заполучил от директора одного из предприятий Энгельса «вознаграждение» в размере 5 миллионов рублей, пообещав уладить вопрос о невозбуждении уголовного дела.
- При этом адвокат какими-либо полномочиями не обладал, - отметил собеседник газеты, добавив, что из указанной суммы фигурант дела возместил лишь 130 тысяч.
История повторилась в феврале 2016-го. В одном из кафе Саратова Стоянов запросил у местного жителя 100 тысяч рублей якобы для взятки правоохранителям и содействия в прекращении уголовного дела отца гражданина. В тот день адвокат получил только половину незаконного вознаграждения. Дальнейшие преступные действия пресекли сотрудники УФСБ России по Саратовской области.
- В целях обеспечения исполнения приговора в части штрафных санкций по ходатайству следователя территориального подразделения СК на недвижимое имущество адвоката и его супруги наложен арест на сумму 3 миллиона рублей.
Приговором суда Стоянову назначено наказание в виде 5 лет 3 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима. Осужденный решение суда обжаловал, однако апелляционная инстанция Саратовского областного суда оставила приговор без изменения, - подытожил наш собеседник.
Важно!
О готовящихся либо совершенных коррупционных преступлениях жители региона могут сообщать по круглосуточному телефону доверия 8 (8452) 49-08-99, а также через раздел «Противодействие коррупции» официального сайта следственного управления СК России по Саратовской области.