
Произведения саратовского художника представлены в главных музеях Москвы
Художник Кузьма Петров-Водкин, автор знаменитой картины «Купание красного коня», родом из Саратовской губернии, из города Хвалынска. Он писал не только картины, но и книги по теории искусства, мемуары, занимался графикой. Без его имени трудно себе представить русское искусство начало ХХ века. Он, сын сапожника, начинал как иконописец, учился у Валентина Серова и Анри Матисса. Его картины вызывали споры, кто-то обвинял его в непрофессионализме, кто-то восхищался благородством формы.
Тем не менее, Петров-Водкин смог выработать свой авторский стиль: к примеру, сферическая перспектива стала визитной карточкой художника. Полотна Кузьмы Сергеевича есть в собраниях европейских и российских музеев, у коллекционеров по всему свету. Интересные и редкие работы Петрова-Водкина можно увидеть в том числе в Москве - рассказываем, где и какие.
Новая Третьяковка
Улица Крымский Вал, 10 (станция метро «Парк культуры»)
tretyakovgallery.ru
Стоимость билетов: 250-500 руб.
Больше всего работ Петрова-Водкина собрано в столичной Новой Третьяковке. Двухметровое полотно «Купание красного коня» (1912 г.) находится именно здесь. В нем как в зеркале отразились традиционная школа иконописи и авангардные течения, актуальные для того времени, на что указывают сюжет и выбранная цветовая гамма. Картина впервые экспонировалась на выставке объединения «Мир искусства» в 1912 году и стала ее главным событием. Уже в 1914 году она оказывается за границей, в шведском городе Мальмё, на выставке молодых художников «Балтийская выставка». И снова успех, медаль и почетная грамота от шведского короля Густава V. На родину полотно вернулось только в 1950 году, долгое время находилось в частной коллекции и уже в 1961 году было передано в дар Третьяковской галерее.
Сегодня в Новой Третьяковке можно увидеть своеобразную ретроспективу полотен художника. Раннее творчество представлено семейными портретами с изображением матери и жены художника - француженки, с которой Петров-Водкин познакомился в Париже в период пребывания там в начале 1900-х годов. Также из раннего периода - монументальное полотно «Девушки на Волге», близкое по стилистике «Купанию красного коня», и композиция танцующих девушек «У фонтана». Послереволюционный и советский периоды представляют «Розовый натюрморт» (1918 г.), первая версия картины «Смерть комиссара» (1928 г.), символизирующей трагические моменты Гражданской войны, полотна 1930-х годов, написанные в духе соцреализма.
Если в целом говорить о собрании Новой Третьяковки, которая является частью Государственной Третьяковской галереи, то ее основное отличие заключается в том, что здесь представлено современное искусство XX и XXI веков - русское, советское и российское. В экспозиции - только шедевры, от абстракций Василия Кандинского до соц-арта Эрика Булатова.
А еще рядом со зданием галереи расположен парк искусств «Музеон»: здесь под открытым небом можно увидеть множество произведений монументальной советской и российской скульптуры.
Улица Волхонка, 12 (станция метро «Кропоткинская»)
pushkinmuseum.art
Стоимость билетов: 150-600 руб.
Работы Петрова-Водкина есть и в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Пушкинский музей). Эти нетипичные для него полотна, выполненные явно под влиянием творчества импрессионистов, можно отнести к «европейскому периоду» Кузьмы Сергеевича: в 1905-1908 годах он путешествует по Европе, открывает для себя шедевры мировой и европейской живописи, знакомится с современными художниками, особенно на Монпарнасе в Париже, художественной мекке того времени. Среди работ - «Люксембургский сад» (1908 г.) и три камерные работы 1920-х годов: городские зарисовки парижских кафе, улиц, купальщиков в море, выполненные тушью по бумаге. Наличие именно этих картин в Пушкинском музее неслучайно. Часть Пушкинского музея - это Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков. Основу ее собрания составляют шедевры французской живописи начала ХХ века, от импрессионизма до авангарда, из собраний известных на весь мир меценатов и коллекционеров Сергея Щукина и Ивана Морозова.
Кстати, именно в ГМИИ имени Пушкина с 28 июня будет открыта выставка «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» - здесь как раз можно будет посмотреть часть того легендарного собрания Морозовых и полюбоваться шедеврами живописи и искусства того периода времени, когда творил Петров-Водкин.
Театральный музей имени Бахрушина
Улица Бахрушина, 31/12с1 (станция метро «Павелецкая»)
Стоимость билетов: 150-300 руб.
Известно, что Петров-Водкин был неравнодушен к театральному искусству: он заявлял о себе и как драматург, и как сценограф. Первой значимой работой стала «Орлеанская дева» (1913 г.) в театре Незлобина. Впрочем, между этой работой и следующей - «Дневник сатаны» - прошло целых 10 лет. Эскизы его декораций для этих, а также еще нескольких, в том числе не увидевших свет спектаклей представлены в Театральном музее имени Бахрушина. Коллекция музея складывалась быстро: сначала его основатель Алексей Бахрушин скупал предметы народного искусства, костюмы, затем стал наполнять собрание музыкальными инструментами, личными вещами известных актеров, а в дальнейшем разные представители театрального сообщества начали охотно жертвовать ему различные артефакты, связанные с этим видом искусства.
Еще больше интересных мест столицы ищите на Discover Moscow - официальном туристическом портале Москвы, спланировать путешествие, приобрести билеты и забронировать отели поможет цифровой сервис RUSSPASS.