
Волжский рубеж
Великая Отечественная война стала одним из центральных исторических событий страны, а для Саратова - особой страницей, которая изменила многие планы и жизненный уклад города.Более 680 тысяч жителей области защищали нашу Родину в боях. Более 300 из них удостоены звания Героя Советского Союза (из них 24 уроженца Саратова).
На Воскресенском кладбище в братской могиле похоронено 5663 солдата и офицера Советской Армии, погибших при отражении вражеских налетов на Саратов, а также умерших в местных госпиталях. Сам же город находился в тылу, а во второй год войны стал прифронтовым, обеспечивая победу страны в Сталинградской битве.
Эвакуация
В течение первых двух недель с момента нападения фашистской Германии на Советский Союз в саратовские военкоматы поступило свыше 22 тысяч заявлений от добровольцев, готовых защищать Родину.
К осени 1941 года гражданские предприятия переводятся на выпуск военной продукции: оружия, снарядов, бомб, мин, походных кухонь, деталей, приборов и электрооборудования для военной техники. Швейные фабрики осуществляют пошив армейского обмундирования и снаряжения.
28 августа 1941 года принимается решение о выселении из Поволжья лиц немецкой национальности. Депортации подверглись 375,5 тысячи граждан АССР немцев Поволжья, в том числе 46,3 тысячи - из Саратовской, 26,2 тысячи - из Сталинградской областей. 7 сентября немецкая автономия была упразднена, 15 районов республики отошли к Саратовской области, 7 районов - к Сталинградской. Бывшие немецкие села заселялись эвакуированными из западных районов страны и переселенцами из соседних областей. Из миллиона эвакуированных и беженцев почти треть осталась в нашей области. Кроме того, к нам эвакуировали 60 школ-интернатов и детских домов.
На предприятиях начинается движение «двухсотников», проходившее под девизом «Одну норму за себя, вторую - за товарища, ушедшего на фронт». Заводы перевыполняли суточные задания.
Каждый третий самолет Великой Отечественной войны был выпущен на Саратовском авиазаводе. Четверть горючего, потраченного за всю войну, была произведена на нашем крекинг-заводе им. Кирова (Саратовский НПЗ).
Город во время войны
Электричество подавалось с перебоями, так как электростанции работали на топливе, которого не хватало. В домах часто не было света, трамваи, соответственно, редко ходили. Их работа во время войны была больше связана с перевозкой раненых с железнодорожных станций в эвакогоспитали, а также выполнением грузовых рейсов.
Чтобы выжить, люди обзаводились печами-буржуйками и керосиновыми лампами. Еда готовилась на керосинках и примусах, в печах для обогрева квартиры жгли мебель и дрова, на которые было вырублено большое количество деревьев в городе.
Оккупация западных хлебородных районов усилила значение саратовского сельского хозяйства. Обязательный минимум трудодней вводился начиная с 12-летнего возраста. Почти 85% сельхозработников составляли женщины. Но посевные площади сократились, урожайность упала в 2-3 раза, уменьшилось поголовье скота. Как итог - продуктовый дефицит.
В магазинах всё отпускалось по карточкам, были очереди. На базарах можно было что-то купить, но цены у спекулянтов были заоблачными. Популярной едой стали колоб (жмых из прессованных семечковых отходов), черные сухари, вобла, барыня-ягода, картошка в мундире.
Железнодорожные станции были переполнены эшелонами с эвакуированными людьми, которым не хватало еды и крыши над головой: вокзалы были слишком малы. Большинство проходящих эшелонов не отапливалось, часть эвакуированных располагалась на открытых платформах.
Инструктор по информации горкома ВКП(б) Абкина докладывала о ситуации на станции Саратов-1: «Громко плачут голодные и продрогшие дети, а над ними рыдают матери, потерявшие всякую надежду получить от саратовских организаций помощь, кусок хлеба и кров для своего ребенка на ночь. Пропускная способность комнаты матери и ребенка смехотворно мала. На 2000-2500 детей, ежедневно проезжающих через Саратов, в ней имеется только 50 мест».
В 1942 и 1943 году Саратов подвергался бомбардировкам фашистской авиации, против которой действовал сформированный здесь зенитный полк, в его составе воевали женщины и девушки. Борьбу с вражескими самолетами вели и летчицы женского авиационного полка под командованием М.М. Расковой. Объектами бомбежек были авиазавод, железнодорожный мост, Улешовская нефтебаза, крекинг-завод.
Для того чтобы противник не смог ориентироваться с воздуха, снимали высотные ориентиры - шпили с консерватории; применяли светомаскировку - зашторивали окна плотной тканью.
Саратов после Победы
9 мая 1945 года в Саратове был солнечным и теплым. Крики «ура», взаимные поздравления, ликование раздавались повсюду. Играли духовые оркестры, гармошки. На площади Революции (ныне Театральной) - главное торжество с участием руководства. Первый секретарь обкома Павел Комаров произнес речь: «Настал на нашей улице праздник… Мы заслужили его, потому что трудились, отдавая все силы на поддержание мощи и боеспособности Красной Армии и приближая тем самым победу».
Промышленность стала переходить на выпуск гражданской продукции. В производство внедрялись новые станки, в основном полученные по репарации из Германии. Всего через пять лет объем валовой промышленной продукции в Саратовской области более чем в два раза превысил довоенный уровень.
Постепенно на столах начали появляться продукты. В кинотеатрах шли трофейные фильмы «Знак Зорро», «Остров страданий», «Тарзан», за билетами на которые стояли длинные очереди.
Военнопленные
На подсобных работах в строительстве и промышленности использовался труд военнопленных, численность которых достигала 10 тысяч человек. Появились пленные у нас еще в марте 1943 года, когда в области был образован лагерь № 125 «Покровский». В нем содержались рядовые и военнослужащие младшего командного состава, в основном немцы и австрийцы по национальности.
Дневная рабочая смена начиналась в 9.00 и длилась до 17.00. Вечерняя - с 17.00 до 1.30. Бывала и ночная смена - с 22.00 до 6.30. На день каждому пленному выдавали сухпаек. По прибытии в лагерь кормили горячим.
С 1947 года началась репатриация военнопленных, в первую очередь нетрудоспособных. Освобождению не подлежали участники зверств, служившие в частях СС, СА, СД, гестапо, на которых имелись компрометирующие материалы, а также генералы и старшие офицеры. Судьбу каждого из оставшихся решала комиссия, выносившая решение о репатриации или предании суду военного трибунала.
Госпитали
В Саратовской области было около 200 эвакогоспиталей, более 30 из них - в областном центре. Они формировались на базе учебных заведений и гостиниц. На одного врача в те времена приходилось по 100-200 раненых. По показателю возвращения боеспособности наши госпитали были одними из ведущих в СССР - 71% раненых после лечения возвращался в строй.
Каждый эвакогоспиталь был прикреплен к определенному дому или учреждению, заводу. Работники завода после смены должны были дежурить в госпитале, ухаживать за ранеными, помогать. Чтобы дети в это время были под присмотром, в помещениях эвакогоспиталей создавались детсады.
Студенты и школьники ухаживали за ранеными воинами и давали концерты. Домохозяйки стирали белье и чинили обмундирование. Красноармейцев, получивших увечья, обучали профессиям счетоводов, бухгалтеров, сапожников, портных и т. д, что помогало им адаптироваться к новым условиям жизни.




